Hosted by uCoz
Благотворительность - красивое слово

«Все, что дашь – к тебе вернется.
Все, что спрячешь – потеряешь…»
Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»


         Благотворительность - красивое слово, наполненное добротой и благожелательностью. Согласно энциклопедии – это оказание материальной помощи нуждающим.
Но помимо самого факта – оказания помощи - благотворительность имеет большое социальное значение как для дающих, так и для получающих. Последним она конкретно помогает решить ту или иную проблему и почувствовать что ты не одинок в этом мире, что тоже очень важно в этой жизни, а те, кто оказывает помощь, также испытывают удовлетворение от того, что сделали доброе дело и помогли кому-то в трудный момент их жизни или поучаствовали в хорошем деле.
         Наверное, поэтому женский информационно-образовательный центр «Стимула» сразу откликнулся на предложение Института социальной и гендерной политики (г. Москва) участвовать в проекте «Создание условия для развития благотворительности в Подмосковье». Проект был поддержан Канадским фондом «Гражданское общество». Его поддержало также Министерство по делам территориального образования правительства Московской области.
         Почему эта тема нам показалась интересной и перспективной? Потому что сама жизнь нам демонстрирует факты такого явления, как благотворительность. Время от времени мы читаем в местных СМИ или слышим от друзей, коллег, что много добрых дел совершаются и в нашем городе. А кто нуждается в такой помощи, кто оказывает эту помощь, насколько жители города владеют такой информацией, насколько предприниматели и жители города готовы участвовать в этом процессе – все это было неясно и непонятно. Мы как социально активная часть населения нашего города – решили выяснить все эти проблемы. Тем более, что 2006 год был объявлен «Годом благотворительности».
         В России до недавнего времени благотворительность была уделом богатых людей. Сейчас, когда формируется средний класс, число потенциальных благотворителей увеличивается. И хотя Дубна не может «похвастаться» своими Абрамовичами, но все-таки уровень жизни некоторых людей и предпринимателей позволяет уже оказывать безвозмездную помощь тем, кто в ней нуждается. Происходит это сейчас хаотично, в основном как реакция на какую-нибудь просьбу. Городская администрация тоже прибегает к помощи предпринимателей для дополнительного финансирования какого-нибудь городского проекта: праздника города или помощи детям (каким конкретно не понятно) и т.д. Эта так называемая благотворительность «добровольно-обязательная».
         В рамках нашего проекта мы провели анкетирование различных предпринимателей нашего города с целью выяснения их отношения к этой теме.. Выбор был несколько спонтанным, но в то же время и в некоторых случаях преднамеренным. Профессиональный анализ нашего анкетирования будет дан экспертом проекта. Но общая картина отношения к этому славному делу примерно определилась.
         Итак, сама идея благотворительности на 95% людям нравится, возражений не вызывает и по мере сил и возможностей поддерживается. Идея создания благотворительного Фонда поддерживается уже меньшим количеством предпринимателей (примерно 50%). В основном, это представители крепкого бизнеса, которые готовы оказывать помощь, не вникая (но доверяя) в суть, особенно если это направлено на дело нужное для общества. Практически все без исключения отметили, что именно в этой сфере деятельности – благотворительности – очень нужна прозрачность используемых средств, доверие к тем людям, которые занимаются этим, важно, что все это будет использовано по назначению и эффективно. Сама направленность благотворительности в основном рассчитана на поддержку социальных проектов и оказание помощи маргинальным группам населения. В особую категорию выделены дети и пожилые люди. Наверное, потому, что их жизнь у многих на глазах, город наш небольшой и мы все или коллеги, или соседи, или просто знакомые знакомых.
         В рамках этого проекта мы хотели бы провести мониторинг социальной потребности нашего общества. Потому что пока по одному и тому же кругу предпринимателей ходят в основном одни и те же просители. И хотя наверняка их дело достойное, но хотелось бы узнать, а кто еще нуждается в поддержке, какие идеи и дела, полезные для всего города, нуждались бы в обсуждении и финансовой подпитке.
         В России уже есть опыт работы таких Благотворительных фондов, да и в мировой практике это довольно распространенный вид деятельности. Мы планируем познакомить наших горожан с этим опытом и, может быть, найдется такой энтузиаст, который станет во главе всей этой деятельности. Тем более, что в городе есть основа для поддержки такого действа – торгово-промышленная палата, которая активно поддерживает идею создания независимого ни от каких административных руководителей благотворительного фонда. Он может работать на конкурсной (грантовой) основе, с привлечение общественности, с освещением в СМИ всей его деятельности.
         В конце года мы планируем провести семинар по этой теме для всех дубненцев и будем рады видеть на нем всех, кому эта тема близка и интересна.

Тамара Ивашкевич
Координатор проекта в Дубне –
Президент ЖИОЦ «Стимула»

09.09.2006