Чего мы не знали о благотворительности

        Немногим, должно быть, известно, что 2006-й год проходит как Год благотворительности в России. Среди прочих приуроченных к этому году мероприятий российский Институт социальной и гендерной политики осуществляет проект "Создание благоприятных условий для развития благотворительности в Подмосковье", поддержанный финансово канадским фондом "Гражданское общество".

        Для участия в проекте выбраны три подмосковных наукограда: Жуковский, Фрязино и Дубна. В Дубне проведением проекта занялся женский информационно-образовательный центр "Стимула". Потому что, как объяснила руководитель центра Тамара Ивашкевич, "в городе есть успешные бизнесмены и предприятия, готовые оказывать благотворительную помощь, и есть общественные организации, которые лучше других знают нужды горожан, но благотворительность находится в бессистемном состоянии, т.к. нет определенной структуры, в которую любой человек мог бы обратиться за помощью".

        Первый семинар, состоявшийся 18 мая в рамках проекта, был посвящен обсуждению того, в каком состоянии сегодня находится городская благотворительность, надо ли что-то здесь менять, и если создавать какую-то новую структуру, то каким образом и какую. В обсуждении приняли участие представители почти всех городских общественных организаций, а вел семинар эксперт Института социологии РАН.

        Общественники, занимающиеся "добыванием" денег на те или иные мероприятия или на помощь определенным людям, хорошо представляют себе ситуацию с благотворительностью в городе. И она, увы, характерна для нашей страны: основной поток средств, которые фирмы или бизнесмены могут оторвать от себя на благотворительность, регулируется городской властью через стройную систему добровольно-принудительных платежей на нужды города (среди таковых почему-то названо было лишь озеленение). То, что достается индивидуальным и общественным просителям, было оценено участниками семинара как "крохи". Однако есть, оказывается, и довольно мощный, хотя и почти невидимый миру поток помощи от людей людям. Каждый, наверное, знает по себе, как более состоятельные жители, не придавая даже этому значения, передают менее состоятельным какие-то вещи, предметы обихода и т.д., как помогают кто чем может человеку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

        Нужно ли как-то регулировать такую помощь? Нужна ли вообще какая-то посредническая структура между дающим помощь и принимающим ее? Так или иначе, общее мнение сложилось на семинаре утвердительное. Во-первых, нужно что-то вроде благотворительного фонда, во-вторых, нужна программа, чтобы благотворительность была систематизирована, а не проводилась, как теперь, хаотически и в зависимости от того, насколько убедительны были слова отдельного просителя для отдельного давателя.

        Прозвучало, правда, и крайне пессимистическое суждение: до тех пор, пока с благотворительных взносов будут взиматься налоги (таково, увы, наше налоговое законодательство, в основу которого поставлена "презумпция виновности" налогоплательщика), нормальной благотворительности у нас не будет. Но вместе с тем прозвучало и обнадеживающее замечание, высказанное представителем общественной организации предпринимателей: бизнес готов к благотворительности, но у него должны быть гарантии, что выделенные на эту цель деньги пойдут по назначению.

        Так сложился вывод: руководить благотворительным фондом, работать в нем должны люди, хорошо известные в городе своей честностью, добропорядочностью, авторитетные в хорошем смысле слова.

        Есть ли пример деятельности такого фонда в каком-либо из малых городов России? На этот вопрос участников семинара представитель Института социологии РАН ответил, что подобные фонды создаются только очень крупными корпорациями и предприятиями, которые от местных властей не зависят, а зачастую, наоборот, местная власть зависит от них.

        Наукограды же выбраны для реализации проекта, потому что в них, с одной стороны, обычно нет таких фирм, но, с другой стороны, население качественно иное, чем в среднестатистических городах.

        По итогам двухчасового обсуждения было решено создать координационный совет, которому общественные организации представят свои предложения о том, какие благотворительные программы нужно развивать городу и каковы в них возможности самих общественников. ("Что мы можем предложить бизнесу в обмен на благотворительные средства?") На основе этих предложений будут создаваться благотворительный фонд и общегородская программа благотворительности. Но прежде предстоит еще обсуждение этой темы с представителями городского бизнес-сообщества. В ходе реализации проекта пройдет интервьюирование (в социологических традициях – анонимное) 30-ти представителей различных предпринимательских структур, а осенью состоится совместный семинар общественников и бизнесменов, где, по замыслу организаторов, обе стороны смогут лучше увидеть и понять друг друга.

А.Алтынова
25.05.2006, "Площадь Мира", Выпуск 35

Hosted by uCoz