Взаимодействие органов государственного управления и общественных организаций в реализации гендерного подхода в социальной политике


        1-2 июня 2007 года на базе филиала СЗАГС в г. Иванове состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственного управления и общественных организаций в реализации гендерного подхода в социальной политике».

         Организаторами конференции выступили Канадский фонд «Гражданское общество», филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Иванове, Ивановский государственный университет, Региональная общественная организация Клуб «Деловая женщина», Ивановское региональное отделение Российской социологической ассоциации.

        Участники конференции констатировали, что реализация гендерного подхода в социальной политике в современной России в качестве одной из своих центральных предпосылок имеет качественное гендерное образование государственных и муниципальных служащих. Это образование призваны давать специализированные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации и сеть региональных академий государственной службы, в том числе Северо-Западная академия государственной службы и ее филиалы.

        Гендерное образование государственных и муниципальных служащих должно носить системный характер, способствуя как личностному развитию чиновничества, повышению его гендерной компетентности, так и его профессиональному совершенствованию, освоению чиновниками и внедрению в управленческую практику государственных и муниципальных органов гендерно ориентированных технологий социальной политики. Первым шагом в гендерном образовании работников органов власти и управления является разработка и активное использование в дополнительном образовании государственных и муниципальных служащих краткосрочных программ повышения квалификации в размере 72-100 часов. Опыт разработки таких программ уже имеется в РАГС при Президенте РФ, СЗАГС и ряде других региональных академий государственной службы.

        Важным элементом гендерного образования является проведение гендерных исследований в различных областях, публикация их результатов и последующее использование их в учебном процессе и управленческой практике. Большие заслуги в этом отношении имеет единственный в стране общероссийский гендерно ориентированный журнал «Женщина в российском обществе». Его учредителями выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, Ивановский государственный университет, Общероссийское общественное движение женщин России.

        Для реализации гендерного подхода в социальной политике не менее важным, чем гендерное образование чиновников, является участие в деятельности по решению гендерных проблем структур гражданского общества. Выражая интересы различных социальных групп, в том числе женщин и мужчин, некоммерческие организации способны не только поставить перед государственными и муниципальными органами вопросы, требующие государственного вмешательства, но и принять активное участие в их решении, например, на основе аутсорсинга или реализации государственного заказа на те или иные социальные услуги.

        Участники конференции отмечают, что в регионах России уже накоплен разнообразный положительный опыт взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с общественными организациями в решении гендерных проблем.

         В частности, в г. Иваново Центр социальной поддержки женщин и семьи с 1995 г. по заказу Службы занятости Ивановской области проводит переподготовку безработных женщин по востребованным на рынке труда специальностям. Уровень трудоустройства выпускниц Центра составляет 98,2 %.

         В Тульской области на базе Тульской областной универсальной научной библиотеки создана информационная платформа для гендерного просвещения населения, активистов общественных организаций и работников органов власти и управления.

        В г. Дубна Московской области переговорной площадкой для взаимодействия муниципальных органов и общественных организаций города стал Информационно-образовательный центр «Стимула» - общественная организация, уже более 15 лет работающая в сфере женских и гендерных проблем.

        В Московской области при ее губернаторе создана должность советника по делам женщин. С этим советником активно сотрудничают все женские организации Московской области.

        В Санкт- Петербурге при Правительстве города под председательством вице-губернатора создан Координационный совет по реализации политики гендерного равноправия в Санкт-Петербурге. При комитете по труду и социальной защите населения Правительства города создан Координационный совет по предотвращению насилия в семье и связанных с ней социальных институтах Санкт-Петербурга. В этом же комитете существует сектор гендерной политики, с которым активно сотрудничают женские организации города.

        В то же время участники конференции с тревогой отмечают, что в ряде регионов наблюдается снижение продуктивности и разрушение ранее созданных форм взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества в решении гендерных проблем. Гендерная политика государственными органами сводится только к семейно-демографической, что резко сужает ее содержание. Так происходит, например, в Тверской области. Это лишний раз актуализирует проблему гендерного образования государственных и муниципальных служащих.

        Рекомендации.

        Дальнейшее развитие взаимодействия органов государственного и муниципального управления и общественных организаций в реализации гендерного подхода в социальной политике связано с увеличением разнообразия форм и ресурсов, используемых ими в данном взаимодействии. Сегодня в условиях сворачивания на территории Российской Федерации деятельности западных фондов (в том числе и канадских), традиционно поддерживавших гендерную проблематику, необходимо увеличивать объем государственных мероприятий по реализации гендерно ориентированной социальной политики, а также расширить использование уже сложившихся продуктивных форм взаимодействия государства и структур гражданского общества в этой сфере. В частности, это могут быть:

        оказание гендерно значимых государственных социальных услуг некоммерческими организациями по государственному заказу (в т.ч. аутсорсингу);

•        использование НКО ресурсов Общественной палаты при Президенте Российской Федерации и региональных общественных палат для финансирования гендерно значимых социальных проектов;

•        использование НКО возможностей аппарата Уполномоченного по правам человека (том числе на уровне регионов) для решения вопросов нарушения прав гендерных групп;

•        использование НКО ресурсов политических партий для повышения женской политической активности и расширения гендерной проблематики в их программах, для продвижения женщин на уровень принятия решений в представительных органах власти;

•        проведение НКО совместно с государственными органами ярмарок социальных проектов, расширение в их тематике гендерных проектов;

•        использование НКО и государственными органами информационных ресурсов публичных библиотек (в том числе имеющихся в них публичных центров правовой информации) для организации и проведения гендерного просвещения населения, чиновничества и представителей НКО.

•         расширение работы по внедрению гендерного компонента в научно-исследовательскую работу вузов и школ. Продолжение практики проведения на базе вузов конференций молодых исследователей гендерных проблем, поддержка гендерно ориентированных работ в различных отраслях обществознания, например, в традиционных конкурсах Избирательных комиссий работ студентов и школьников по избирательному праву. Организация специальных конкурсов научных работ студентов по гендерной проблематике, публикация лучших работ в журнале «Женщина в российском обществе».

•         Участники конференции приветствуют инициативу Северо-Западной академии государственной службы и ее филиала в г. Иванове по созданию на базе филиала Ресурсного центра по гендерному образованию государственных и муниципальных служащих. В Ивановской области созданы все необходимые научные и материально-технические предпосылки для успешной деятельности данного центра. Спектр направлений деятельности центра включает в себя как образовательную, так и научно-исследовательскую, экспертную деятельность в области гендерных проблем.

        Все это вместе взятое, по мнению участников конференции, позволит Ресурсному центру СЗАГС внести заметный вклад в гендерное образование региональных государственных служащих и будет способствовать дальнейшему развитию и успешной реализации гендерного подхода в социальной политике региона.
Hosted by uCoz